Национальная ассоциация инфраструктурных компаний направила в адрес заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина предложения по поддержке организаций, работающих в сфере инфраструктурного строительства и столкнувшихся со сложностями в условиях санкционного давления ряда западных стран в отношении России. В частности, НАИК предлагает рассмотреть вопрос о совершенствовании системы авансирования строительных организаций в рамках госконтрактов.

В рамках действующего механизма авансирования подрядчики лишены возможности распоряжаться средствами аванса, направлять их на обеспечение первоочередных нужд организации, в связи с чем эти компании вынуждены привлекать для выполнения обязательств по государственным контрактам (договорам, соглашениям) заемные средства. Однако в условиях резкого роста ключевой ставки, наличия требований банков об увеличении ставок по действующим кредитным договорам, получение новых кредитов является затруднительным в связи с существующим риском банкротства организаций строительной отрасли, отмечается в письме за подписью генерального директора НАИК Марии Ярмальчук.

Вместо этого предлагается ввести механизм автоматического перечисление подрядчику по контракту (договору) аванса на расчетный счет в кредитной организации при предоставлении банковской гарантии. По данным НАИК, это позволит избежать дополнительного привлечения кредитных средств и снизить вынужденные расходы подрядчика, а также зафиксировать цены на строительные материалы.

«Банковская гарантия является обеспечением эффективного и качественного исполнения контракта, позволяющим минимизировать соответствующие риски заказчиков, наравне с казначейским сопровождением. Мы считаем, что данный подход, являющийся наиболее приемлемым в сложившихся экономических условиях, позволит обеспечить баланс интересов обеих сторон государственного контракта», — отметила гендиректор НАИК Мария Ярмальчук.

Вместе с тем в непростых экономических условиях могут возникать ситуации, когда организация – подрядчик не имеет возможности оформить банковскую гарантию в связи с затруднительным финансовым положением. В этом случае необходимо сохранить возможность получения средств аванса в рамках системы казначейского сопровождения средств.

При этом механизм казначейского сопровождения подлежит оптимизации в сложившейся экономической ситуации в целях ускорения и упрощения процессов приемки и оплаты выполненных работ. Прежде всего, речь идет о необходимости введения запрета на требование о предоставлении обеспечения по госконтракту (договору, соглашению) в случае, если расчеты по ним подлежат казначейскому сопровождению.

Проработка вопроса об установлении особенности авансирования контрактов в сфере дорожной деятельности была проведена НАИК в том числе во исполнение пункта 2.7 Плана мероприятий («Дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты», утвержденного 28.01.2022 вице-премьером Маратом Хуснуллиным.

В целях законодательного установления указанного механизма требуется внесение изменений в ст. 242.25 Бюджетного кодекса РФ, ст. 5 Федерального закона о бюджете, ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие казначейское сопровождение, отмечается в письме.

Справочно:

В настоящее время в соответствии со ст. 242.25 БК РФ казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете целевые средства, получаемые на основании государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – государственные контракты), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со ст. 80 БК РФ, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные)  капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции (далее — договоры (соглашения), а также контрактов (договоров) в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений) (далее – контракты (договоры).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Федеральный закон о бюджете) казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи:

— по контрактам (договорам), заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций в рамках договоров (соглашений);

— по государственным контрактам (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000 тыс. рублей и более;

— по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше государственных контрактов, контрактов (договоров).

Для расходования средств аванса, находящихся на лицевом счете, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, за фактически оказанные услуги, поставленные товары, выполненные работы подрядчик вместе с платежным поручением на оплату обязан предоставить документы — основания, подтверждающие обязательства по расходованию средств: товарные накладные, акты приемки- передачи выполненных работ, счета – фактуры и т.д.