«Аномальный рост стоимости строительных материалов в 2021 году послужил триггером усиления негативных тенденций в отрасли, связанных с неактуальной моделью ценообразования при формировании стоимости проектов; несовершенством системы госзакупок; высокой стоимостью и ограниченной доступностью кредитов; снижением активности инвесторов.

Под ударом оказалось как осуществление планов государства по инфраструктурному строительству, в том числе достижения целей, заявленных в нацпроектах и Транспортной стратегии РФ до 2030 года, так и в принципе существование компаний, способных выполнять задачи по реализации этих планов.

Понимая риски и угрозу срыва реализации масштабных планов строительства, Правительство начало системно реагировать на существующие и набирающие обороты проблемы в отрасли. Первым решением стало принятие Постановления Правительства РФ №1315, которым была установлена в ряде случаев возможность увеличения цены действующих контрактов, заключенных до 01.10.2021. С одной стороны, Правительство быстро отреагировало, но с другой стороны, данной меры оказалось недостаточно, ввиду сложности (многостадийности) и длительности бюджетно-инвестиционного процесса. Так, Постановление №1315 было принято в августе 2021 года, однако первые средства компании увидели только в конце года, а большинство компаний не получило средства по сей день, продолжая их получать по итогам прохождения государственной экспертизы, которая верифицировала и подтверждала стоимость удорожания материалов и ресурсов вследствие изменения цен на рынках»