Согласно результатам комплексного исследования «Инвестиции в инфраструктуру. Строительство 2021», проведенного НАИК совместно с компанией InfraOne Research, прогнозируется нехватка после 2025 года мощностей для строительства инфраструктурных объектов, заложенных во всех нацпроектах. Такую ситуацию стоит ожидать, если в самое ближайшее время не принять системные меры по решению накопившихся за последнее десятилетие проблем отрасли.

Совместное исследование НАИК и InfraOne Research посвящено анализу рынка инвестиций в инфраструктурное строительство и проблем отрасли за период 2020-2021 гг. Целью исследования являлся анализ текущей ситуации в области инфраструктурных инвестиций, а также выявление проблем отрасли за период 2020-2021 гг. и оценка их отложенного влияния на отрасль в перспективе нескольких лет, до 2025 г.

В соответствии с выводами исследования, объявленному властями агрессивному строительству в стране инфраструктуры стоимостью 22 трлн руб. и созданию новых объектов в рамках нацпроектов может помешать нехватка мощностей у исполнителей госзаказов, поскольку генподрядные компании из-за низкой рентабельности и сбоев в ценообразовании госстроек не только не могут инвестировать в модернизацию бизнеса, но и наращивают долговую нагрузку.

Рентабельность госзаказов остается довольно низкой. Хотя в 2020 году общий оборот 170 крупных генподрядчиков и субподрядчиков вырос на 13,8%, до 4,14 трлн руб., но их совокупная чистая прибыль, которая также идет на модернизацию строительных мощностей, составила всего 42,1 млрд руб., или около 1% от выручки. В то же время растет и общая долговая нагрузка строителей инфраструктуры: в 2020 году эта сумма достигала 4,5 трлн руб., что на 22% больше совокупной выручки, говорится в исследовании НАИК и InfraOne Research.

По итогам 2020 года в России осталось всего шесть крупных организаций с выручкой более 100 млрд руб. в год, способных к реализации крупных инфраструктурных проектов. Большинство других компаний из топ-170 находятся в предбанкротном состоянии в связи с удорожанием стройматериалов и ростом долговой нагрузки.

«Справиться даже с завершением текущих контрактов становится тяжело. Из-за резкого подорожания стройматериалов правительство позволило увеличивать стоимость контрактов до 30%. Но по факту компании пока не получили дополнительное финансирование», — отметила генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук. Ознакомиться текстом исследования «Инвестиции в инфраструктуру. Строительство 2021» можно здесь