Дорожное строительство: влияние кризиса и поддержка отрасли
Затронули ли инфраструктурных строителей последствия санкций?
Чего ждут в отрасли в ближайшие кварталы?
Какие меры поддержки нужны профильным компаниям?
Опросы, лежащие в основе аналитического исследования, проведены Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) совместно с аналитической компанией Sherpa Group
О проекте
Исследование Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) и Sherpa Group посвящено оценке влияния геополитических событий, санкций и их последствий на устойчивость организаций дорожно-строительной сферы, а также анализу эффективности государственных мер антикризисной поддержки.
В рамках исследования в июле — августе 2022 года были опрошены топ-менеджеры и представители 17 строительных компаний и групп, объединяющих почти 50 организаций.
Доля их выручки в топ-170 крупнейших строительных компаний в 2020 году, согласно совместному исследованию НАИК и InfraOne Research, составляла почти 20%, а в сегменте создания транспортной инфраструктуры — около 50%. Более 70% этих организаций реализует проекты со средней стоимостью от 3 млрд руб. до 50 млрд руб. преимущественно на федеральном и региональном уровнях.
В опросе в октябре 2022 года приняли участие топ-менеджеры 10 компаний, объединяющих свыше 30 предприятий. Доля в топ-170 составляла почти 7%, а в сегменте строительства транспортной инфраструктуры — свыше 26%.
О компаниях
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) учреждена в 2021 году при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и объединяет крупнейшие организации в сфере транспортного строительства.
Sherpa Group — новый проект команды профессионалов в области анализа рынков и данных. Компания занимается отраслевыми исследованиями, поиском данных и их систематизацией, а также выпуском публичных аналитических и маркетинговых материалов.
Кризис сильнее повлиял на стоимость проектов, а не на сроки
Одно из существенных последствий кризиса — удорожание уже реализуемых проектов. Оно коснулось 88,2% опрошенных компаний. По мнению 60% из них, рост стоимости проекта в среднем находился в диапазоне от 11% до 25%. Цены вырастут и для будущих проектов, уверены 82,3% респондентов и почти две трети из них (64,3%) также говорят об ожидаемом росте на 11-25%.
В большинстве (64,7%) опрошенных компаний не зафиксировали в первой половине 2022 года увеличение сроков строительства. А те, у кого это произошло, разошлись во мнении, стал ли сам кризис причиной затягивания сроков.
Компании считают серьезным влияние и последствия санкций
Последствия санкций почувствовали на себе все опрошенные строительные компании и группы. Большая часть респондентов (76,5%) оценили воздействие санкций как среднее, а оставшиеся (23,5%) — как сильное.
Наиболее серьезными последствиями для своих организаций участники опроса назвали задержку поставок оборудования или строительных материалов из-за рубежа (94,1% ответов), имеющуюся или ожидаемую нехватку запчастей для импортной техники и недоступность иностранных материалов и технологий (88,2%), а также снижение доступности отечественной продукции, производство которой зависит от импортного оборудования (64,7%).
Постановление № 1315 поддержало отрасль в кризис
Участники опроса отметили эффективность постановления № 1315, которое помогло многим компаниям избежать банкротства и сохранить стабильную работу отрасли. В строительных организациях считают, что его действие необходимо продлить и на 2023 год, так как ситуация остается непростой. При условии ритмичного финансирования со стороны заказчиков это поможет поддержать финансово-экономическую устойчивость компаний.
Кроме того, отрасли помогут реализация всех пунктов дорожной карты о совершенствовании правового регулирования в строительстве и ее дополнение с учетом новых реалий, упрощенная система изменения технических решений, регулярная индексация стоимости работ и строительных материалов, снижение гарантийного обеспечения и др.
Строители отмечают ухудшение ситуации с ценами и техникой
Все без исключения респонденты сообщили об ухудшении ситуации с закупочными ценами на строительные материалы (58,8% выбрали «хуже», а 41,2% — «значительно хуже») и доступностью строительных материалов, оборудования и техники (41,2% — «хуже», 58,8% — «значительно хуже»).
У большинства компаний сократилась прибыль
Финансово-экономическое положение строительных организаций в середине 2022 года оставалось нестабильным. У 41,2% опрошенных компаний и групп ситуация с выручкой за год в разной степени ухудшилась, в 23,5% она не изменилась, а в 35,3% с ней произошло небольшое улучшение.
Снижение прибыли отметили в 94,1% компаний, в том числе в 41,2% посчитали его значительным. У многих компаний ухудшилась ситуация с долговой нагрузкой (70,6%) и денежными заимствованиями (58,8%).
Организациям мешает избыточный контроль
Респонденты из 64,7% опрошенных организаций считают, что в строительстве присутствует избыточный контроль. Оставшиеся 35,3% не видят такой проблемы.
По мнению участников опроса, избыточный контроль присутствует на всех уровнях (например, много дублирующих проверок от разных ведомств, заказчика и эксплуатирующей организаций, в банковском контроле и использовании стройматериалов и др.). Все это может увеличивать сроки реализации проекта и снижать производительность труда.
Избавление от некоторых видов избыточного контроля привело бы к снижению временных и трудовых издержек в среднем на 10-15%, считают респонденты.
Большинству компаний интересны меры господдержки
Основная часть (70,6%) опрошенных компаний пользовалась или планировала воспользоваться мерами господдержки. Наиболее интересными мерами в опрошенных организациях посчитали увеличение авансов свыше 30% стоимости проекта (92,3% ответивших), отсрочку платежей или процентов по кредитам (38,5%), а также попадание в список системообразующих предприятий (тоже 38,5%).
Более трети опрошенных организаций (35,4%) получили требуемую им господдержку на момент опроса, в большинстве случаев ее пришлось ждать от одного до трех месяцев.
Строители назвали наиболее эффективные меры поддержки в будущем
Наиболее эффективными мерам господдержки для своих компаний в будущем респонденты назвали льготные кредитные линии (4,5 балла из 5), а также увеличение аванса свыше 30% (4 балла).
По мнению всех участников опроса, для более успешной реализации инфраструктурных проектов в условиях кризиса государство могло бы «оказывать прямую помощь (субсидии, льготное кредитование и прочее)» компаниям. Востребованность стимулирования строительства в стране за счет сохранения и увеличения объемов госзаказа отметили 94,1% ответивших. В необходимости оказания косвенной помощи уверены 70,6% респондентов, а инструменты проектного финансирования в качестве антикризисной меры интересны 35,3% респондентов.
Ожидания строителей к середине 2023-го противоречивы
До середины 2023 года строители не ждут снижения цен на строительные материалы (70,6%), немного сомневаются в том, что условия кредитования станут доступнее (47,1% считает так, но 35,3% отметили, что ничего не изменится), и в том, что в их компании будут более активно применять новые технологии (47,1% настроены положительно, а 35,3% считают, что все останется по-старому). Что в строительной отрасли будут продлены временные антикризисные меры, считают 81,3% респондентов, будут найдены альтернативные поставщики оборудования и материалов — 76,5% опрошенных, удастся организовать импортозамещение — 68,8%. Половина респондентов предполагает, что в ближайший год может решиться вопрос с ценообразованием (появится определенность с переходом на ресурсно-индексный метод).
В ближайшие месяцы строители ждут усиления дефицита кадров и техники
По результатам дополнительного октябрьского опроса, учитывающего произошедшие частичную мобилизацию и присоединение новых территорий, все его участники прогнозируют усиление в строительной отрасли дефицита кадров. Ровно половина респондентов считает, что часть техники могут переориентировать на восстановление пострадавших территорий, а 30% — что ужесточатся условия работы по госконтрактам.
В следующие два квартала, по мнению строителей, ухудшится ситуация с наличием квалифицированных кадров и рабочей силы, иностранной техники и оборудования, а также запасных частей к ним, с ценами на строительные материалы и устойчивостью логистических цепочек. Все эти варианты выбрали по 90% опрошенных.
В отрасли сообщили, что поможет ей в новых условиях
По оценке респондентов, наиболее эффективной помощью инфраструктурным строителям в новых обстоятельствах стали бы: введение брони для определенных профессий и ускорение процедур экспертизы и приемки на объектах (4,4 балла из 5), льготы от государства на приобретение и лизинг техники, а также быстро выдаваемые льготные кредиты (по 4,3 балла).
Многие меры, которые предлагали сами респонденты (упрощение внесений изменений в госконтракты, отмена казначейского сопровождения, продления возможности изменять цену госконтрактов и т. д.), совпадают с упоминавшимися в летнем опросе.
Импорт в отрасли, скорее всего, удастся заместить после 2023 года
Сложно решается вопрос с импортозамещением запасных частей к зарубежной строительной технике, оборудованию и инструментам (компании оценили степень зависимости от этих категорий на 4,5 балла из 5), новой строительной техники (4,4 балла), программного обеспечения и оргтехники (4,2 балла). Минимально «чувствительны» к импорту в организациях, по оценке респондентов, образовательные программы (2 балла) и рабочая сила (1,8 балла).
В 90% опрошенных компаний уже есть программы импортозамещения, причем, в 60% они уже реализуются. Но большинство респондентов (55%) полагает, что решить вопрос с зависимостью от импорта удастся лишь в 2024 году и позже. Более оптимистично настроена треть отвечавших: они считают, что это произойдет в течение 2023 года.
Кризис будет влиять на отрасль и в ближайшие кварталы
Таким образом, инфраструктурные строительные компании непосредственно на себе почувствовали последствия очередного кризиса, испытали ухудшение финансово-экономической ситуации.
Со стороны государства был принят ряд мер, который помогает отрасли пережить наиболее тяжелые кризисные моменты (например, постановления № 1315 о пересмотре цен госконтрактов, № 505 об увеличении авансовых платежей и другие), но при этом не всеми из них можно оперативно воспользоваться.
События осени обострили некоторые проблемы в строительстве, однако принципиально новыми они не стали и могут быть решены только комплексно. Скорее всего, в 2023 году ситуация в отрасли останется сложной (из-за дефицита кадров, техники, запчастей, перебоя с поставками материалов и инфляции), что потребует продления антикризисных мер и вновь поставит вопрос о более глубоких преобразованиях.