Итоговый документ Национального форума инфраструктурных компаний, состоявшегося 23 апреля 2024 года, содержит консолидированные предложения крупнейших участников отрасли по актуализации нормативно-правовой базы в сфере строительства в целях дальнейшего снижения админбарьеров, сохранения набранных темпов строительства инфраструктуры и создания новых долгосрочных механизмов внебюджетного финансирования.

Участники форума обратились к Правительству РФ с просьбой дать поручения ФОИВам совместно с представителями отрасли инфраструктурного строительства проработать итоговые рекомендации и обеспечить их последовательную реализацию с разработкой, при необходимости, соответствующих проектов нормативных правовых актов.

Напомним, организатором форума выступила НАИК при поддержке ГК «Автодор». В пленарном заседании принял участие заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, президент РСПП Александр Шохин, представители органов госвласти, главы крупнейших компаний в сфере транспортного строительства, ведущие отраслевые эксперты, представители банковского сектора, российских и зарубежных производителей стройресурсов, научно-образовательного сообщества, деловых и отраслевых СМИ.

Участники форума отметили, что в последние годы работа отрасли велась в новых геополитических условиях, основной задачей было обеспечение устойчивого развития инфраструктуры, сохранение и ускорение набранных темпов строительства. Благодаря вниманию, уделяемому отрасли Президентом России, Председателем Правительства РФ, курирующим вице-премьером, системной штабной работе с регионами достигнуты рекордные результаты. Строительная отрасль за четыре года показала рост на 27%, реконструировано и приведено в нормативное состояние 114 тыс. км. дорог, включая 31 тыс. км. в 2023 году. Системная работа и своевременные решения, принятые Правительством России в части снятия нормативных ограничений и сокращения инвестиционно-строительного цикла, сократили количество требуемых согласований с 26 до 21, материалов – с 64 до 43, документов – с 838 до 515, сведений – с 61 до 28.

Перечень предложений по итогам пленарного заседания и сессий:

«Инфраструктурное строительство: основные приоритеты»

— Установить среднеотраслевые размеры оплаты труда для целей расчета индексов изменения сметной стоимости строительства по объектам дорожной инфраструктуры и дальнейшего использования для формирования сметной стоимости строительства с учетом данных системообразующих предприятий и региональной специфики в рамках перехода на РИМ

— Обеспечить реализацию поручения Президента РФ по сохранению объемов строительства автодорог на уровне не ниже уровня 2023 года, в том числе за счет привлечения внебюджетного финансирования

— Установить постоянно действующий механизм регулярной автоматической индексации цен на строительные ресурсы в рамках госконтрактов, а также агрегированный прогнозный индекс-дефлятор в сфере строительства

— Разработать механизмы компенсации процентной ставки по кредитам, в том числе через механизм инфраструктурных облигаций под гарантии Правительства

«Престижность профессии в строительстве и обеспечение отрасли квалифицированными специалистами»

— Проработать возможность установления молодым специалистам в сфере строительства льгот (по аналогии с льготами, установленными молодым специалистам иных отраслей, например, с сфере IT-технологий), в том числе о предоставлении льготной ипотеки

— Создать доступный и понятный инфоконтент для студентов и школьников о строительных профессиях, о развитии строительной отрасли и о построении карьерных траекторий

— Осуществлять регулярное взаимодействие профильных образовательных учреждений с работодателями по приведению образовательных программ в соответствии с актуальными требованиями работодателей и по подготовке квалифицированных специалистов с необходимым уровнем компетенций

— Проработать вопрос внедрения института наставничества на производстве, в том числе с предоставлением работодателям налоговых льгот

— Включить ежегодное проведение Национального конкурса механизаторов дорожно-строительной отрасли в План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 366-р

«Актуальное ценообразование в автодорожном строительстве»

Поручить Минстрою России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» совместно с НАИК:

—  Провести детализированный анализ сравнения рассчитанной сметной стоимости объекта БИМ и РИМ

—  Проработать вопрос необходимости сохранения повышающего коэффициента в размере 1,2, учитывающего разницу в цене асфальтобетонных смесей, приготовленных на стационарных и мобильных асфальтобетонных заводах, не только к объектам капстроительства, расчет сметной стоимости которых выполнен БИМ, но и к новым объектам капитального строительства, при определении сметной стоимости которых применяется РИМ

—  Разработать методический документ, содержащий примеры расчета определения сметной стоимости объектов капстроительства (зданий, строений, сооружений, линейных объектов) ресурсно-индексным методом

—  Подготовить проект изменений в приказ Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр в части установления возможности считать результатом конъюнктурного анализа среднее значение цены в случае отсутствия в ФГИС ЦС данных о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен на отдельные материальные ресурсы и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг

—  подготовить проект изменений в методику расчета отраслевого размера оплаты труда в части возможности выделения в отдельную группу данных по системообразующим организациям отрасли (по аналогии с отраслевыми организациями-монополистами, ГК «Росатом», ПАО «Транснефть», ПАО «Россети»)

Участники сессии поддержали «дорожную карту» перехода строительной отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.

«Инновации в дорожном строительстве: далекое будущее или современная реальность?»

— Проработать вопрос материального стимулирования и мотивации подрядных организаций к применению инноваций и участию в их разработке, в том числе путем распределения экономии от применения инновационных технологий между участниками проекта (заказчиком, проектировщиком, подрядчиком).

— Проработать вопрос повышения кадрового потенциала отрасли за счет ранней профориентации и опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для научно-технической сферы путем включения вопросов инновационного развития в образовательные программы высших и средних учебных заведений.

— Поручить ФАУ ФЦС совместно с НАИК проработать вопрос необходимости внесения в действующее законодательство изменений в целях упрощения применения новейших технологий в строительстве.

«Цифровое будущее строительства: как технологии меняют отрасль»

— Проработать вопрос компенсации подрядным организациям затрат, связанных с формированием и ведением информационной модели при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

— Проработать меры стимулирования внедрения цифровых решений всеми участниками строительного процесса

— Обеспечить широкое внедрение цифровых методов контроля на объектах капстроительства.

— Обеспечить применение отечественной линейки программных продуктов, предназначенных для формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства

— Поддержать интеграцию единой государственной цифровой платформы для получения исходно-разрешительной документации с информационной системой управления проектами государственного заказчика в сфере строительства

— Обеспечить переход на ЭДО между государством, заказчиками, подрядчиками и надзорными органами

«Актуальные вопросы обеспечения больших строек дорожно-строительной техникой»

Рекомендовать Минпромторгу России при дальнейшей корректировке ставок утильсбора на строительно-дорожную технику, как источника финансирования мер поддержки отечественных производителей, исходить из следующего:

1. Изменение ставок утильсбора должно быть экономически обосновано, сопровождаться необходимыми расчётами и прогнозами

2. Зарубежная ДСТ, аналоги которой не производятся на территории России, не должна облагаться утильсбором

3. Увеличение утильсбора должно сочетаться с иными мерами господдержки для отечественных компаний, такими как программы льготного лизинга, льготного кредитования покупателей, субсидирования скидок, а также программами поддержки реализации пилотных партий машиностроительной продукции

4. Необходим механизм, гарантирующий необходимый объём производства отечественной ДСТ в соответствии с потребностями отрасли, а также её бесперебойные поставки и сервисное обслуживание

5. Доходы от индексации утильсбора должны быть целевым образом направлены на субсидирование приобретения дорожно-строительными компаниями техники российского производства, а также на поддержку реализации приоритетных проектов в сфере строительства.

Продолжить практику субсидирования потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга спецтехники.

Полный текст документа – по ссылке.