На площадке РСПП обсудили законодательную инициативу по ограничению региональных и муниципальных расходов на ГЧП и концессии
Организатор обсуждения – Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (НАИК входит в Ассоциацию). Модератором дискуссии выступила заместитель председателя Правления АИИК, заместитель председателя Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и ГЧП, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук.
В мероприятии приняли участие:
КИРЕВНИН Александр Викторович, Директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России;
ШУРЛАЕВА Марина Витальевна, Исполнительный директор АИИК;
КАЧКИН Денис Владимирович, Управляющий партнер Адвокатское бюро «Качкин и Партнеры», Санкт-Петербург;
ПЕРЕПЕЛКИН Алексей Юрьевич, Вице-президент АО «Газпромбанк»;
БАГИНСКАЯ Анна Евгеньевна, Управляющий директор – руководитель центра ГЧП ПАО Сбербанк;
ЖУКОВА Надежда Светиславовна, Исполнительный директор Центра ГЧП ПАО Сбербанк;
ДРУЖИНИН Евгений Игоревич, Руководитель направления, правовой департамент ПАО Сбербанк;
ПИВОВАРОВ Илья Валерьевич, Руководитель проектов ПАО Сбербанк;
АКСАКОВ Александр Анатольевич, Директор подразделения «Инфраструктурные облигации» АО «ДОМ.РФ»;
ИВАНОВА Алла Владимировна, Руководитель продвижения инфраструктурных облигаций АО «ДОМ.РФ»;
ТОКАРЬ Алексей Александрович, Исполнительный директор по проектам ГЧП АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики»;
СЕРДЮК Ольга Владимировна, и.о. исполнительного директора, первый заместитель исполнительного директора Ассоциация предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет»;
КОСОЙ Владимир Вульфович, Президент ООО «Центр экономики инфраструктуры»;
ОКОНИШНИКОВ Арий Ариевич, Руководитель проектов ООО «Центр экономики инфраструктуры»;
ГОЛОВАНОВА Александра Николаевна, Руководитель Департамента ГЧП ППК РЭО;
БАТУЕВА Анна Дугаровна, Директор по правовым вопросам «Технологии Доверия»;
ЗУСМАН Евгения Валерьевна, генеральный директор You&Partners.
Также в мероприятии приняли участие крупнейшие банки России – члены АИИК, члены экспертного совета АИИК, представители ВЭБ.РФ, «Альфа-Банка», Банка ВТБ, ООО ВТБ Инфраструктурный холдинг, компании «ПроШкола», АО «ДСК «Автобан», You & Partners, отраслевые эксперты и эксперты рынка ГЧП.
Участники встречи обсудили законодательную инициативу, внесенную в Государственную Думу, по ограничению расходов региональных и муниципальных органов власти при использовании механизма ГЧП и концессий в случае превышении 10% порога от общего годового объема доходов бюджета. Речь идет о Законопроекте с поправками в Закон «О бюджете на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг.», а также поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Так, пунктами 22) и 23) статьи 1 Законопроекта дополняются пунктом 7 статья 85 и пунктом 6 статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которых ограничивается предельный уровень ежегодного размера расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по концессионным соглашениям (в размере платы концедента), соглашениям о ГЧП (МЧП), по договорам финансовой аренды (лизинга) в размере не выше 10% собственных доходов субъекта Российской Федерации (местного бюджета), без учета объема безвозмездных поступлений, за исключением безвозмездных поступлений из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при исполнении вышеуказанных соглашений и договоров.
Пунктом 26) статьи 1 Законопроекта вносятся изменения в пункты 4 и 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части ограничения предельного объема госдолга субъекта Российской Федерации (муниципалитета) с учетом обязательств по концессионным соглашениям (в размере платы концедента), соглашениям о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и по договорам финансовой аренды (лизинга), который не должен превышать 100% собственных доходов субъекта Российской Федерации (муниципалитета) (для дотационных регионов и муниципалитетов – 50%), утвержденных законом о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципалитета) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, за исключением безвозмездных поступлений из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципалитетов), возникающих при исполнении указанных соглашений и договоров.
В годовом отчете об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (муниципалитета) объем государственного долга должен соответствовать указанным ограничениям.
Вышеуказанные ограничения не распространяются на концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), договоры финансовой аренды (лизинга), заключенные до 1 января 2024 года.
В АИИК считают, что принятие предложенных поправок невозможно без обсуждения с деловым сообществом рынка ГЧП и учета его позиции. О том, как принятие поправок может сказаться на рынке инфраструктурного строительства, показывают прогнозные расчеты Сбера.
«Введение предлагаемых ограничений может быть консервативно воспринято рынком, что значительно замедлит темпы инфраструктурного развития регионов», – отметила Управляющий директор – руководитель центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская.
Участники мероприятия высказали свои позиции и привели аргументированные доводы в их поддержку.
«Принятие предложенных поправок в Бюджетный кодекс РФ без обсуждения с деловым сообществом рынка ГЧП и учета его позиции может негативно сказаться на всем рынке инфраструктурного строительства, привести к дефолтам по уже реализующимся инфраструктурным проектам, заключенным после 1 января 2024 г.», – подчеркнула заместитель Председателя Правления АИИК Мария Ярмальчук.
По ее словам, реализация региональных инфраструктурных проектов становится высоко рискованным предприятием для частных инвесторов и кредиторов, т. к. не позволят спрогнозировать возвратность своих инвестиций – они всегда будут под риском того, что 10% от дохода субъекта или муниципалитета РФ в конкретном году не хватит для обслуживания долга государственного партнера.
«Предложенные поправки в Бюджетный Кодекс РФ создают риск достижения национальных целей и задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Кроме того, присутствует риск для реализации ряда отраслевых стратегий и развития макрорегионов с учетом предложенных ограничений», – поделилась опасениями зампред правления АИИК.
«АИИК не поддерживает предложенные поправки в Бюджетный кодекс РФ. Напомню, миссия Ассоциации – в выработке консолидированной отраслевой повестки и совершенствовании механизмов внебюджетного финансирования и государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного строительства. Поэтому АИИК уже начала совместную работу с привлечением делового сообщества, чтобы выработать наиболее эффективные решения и исключить нормы, которые могут негативно повлиять на запуск новых и реализацию текущих проектов в сфере ГЧП.
Хочу особо отметить, что в августе-октябре 2023 года, по информации, полученной из открытых источников, Минфин России уже проводил работу по корректировке законодательных ограничений по уровню ежегодного объема расходов бюджетов субъектов при реализации концессионных проектов и ГЧП. В противном случае принятие подобных поправок повлечет некорректность бюджетного планирования, приостановку реализации концессионных проектов и существенное увеличение отказов концедентов от исполнения финансовых условий по заключенным соглашениям», – подчеркнула Исполнительный директор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов Марина Шурлаева.
«Принятие федерального закона, предусматривающего ограничение расходов региональных бюджетов на проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), может крайне негативно отразиться на рынке таких проектов и затруднить их финансирование, препятствуя дальнейшему функционированию и развитию региональных проектов ГЧП.
Действие новых норм, в случае принятия закона, не позволит привлекать долгосрочное заемное финансирование для реализации проектов ГЧП. Это связано с отсутствием для финансирующих организаций каких-либо гарантий доходов региональных бюджетов и исполнения принятых обязательств по соглашениям на весь период предоставления заемного финансирования и действия таких соглашений.
Вводимые ограничения не только создадут препятствия для заключения новых концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, но и могут повлечь за собой определенные риски при исполнении текущих соглашений. Решением может стать тщательная переработка предлагаемых норм с участием всех заинтересованных сторон, с целью минимизации негативных последствий для рынка ГЧП и поддержки развития инфраструктуры регионов», – рассказал руководитель проектов Департамента финансового развития «Автобан» Петр Красиков.
«Текущая редакция законопроекта, по сути, приводит к тому, что платежи из бюджета (плата концедента, выплаты публичного партнера) утрачивают свой плановый характер и становятся условными платежами. Поэтому необходимо, чтобы была возможность продолжить совместную работу над формулировками законопроекта в части регулирования ГЧП проектов.
Важно, чтобы при обсуждении законопроекта было учтено мнение всех участников рынка ГЧП (в т.ч. концессионеров/частных партнеров, регионов, муниципалитетов, финансирующих организаций)», – отметила Директор по правовым вопросам Технологии Доверия Анна Батуева.
«Не поддерживаю принятие законопроекта. Он создает риски для заключенных концессионных соглашений и СГЧП (в случае необходимости согласования дополнительного финансирования). Также очевидно, что из-за страдающей юртехники (расходы по концессии ограничили только на плату концедента, а по ГЧП — на любые платежи), ограничения для концессии могут быть такими же жесткими, как для ГЧП. Кроме того, полагаю, что ограничения, вводимые для регионов и муниципалитетов нарушают принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ), который предусматривает право и обязанность органов государственной власти и ОМСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Считаю, что, как минимум, необходимо сделать изъятие из предлагаемого регулирования в части национальных проектов, государственных программ», – отметила Управляющий партнер You&Partners Евгения Зусман.
«В стране планируются масштабные инфраструктурные проекты, направленные на социально-экономическое развитие регионов. При этом очевидно, что в условиях бюджетных ограничений без концессий и ГЧП не обойтись, и количество подобных проектов будет только расти.
Например, мастер-планы городов потребуют увеличения финансирования из федерального и регионального бюджетов, о чем отметил в своем послании Президент Российской Федерации В.В.Путин в феврале этого года.
Предлагаемые изменения выглядят логично с точки зрения финансовой дисциплины регионов, но точно требуют детальной калибровки с учетом мнения инвесторов, финансирующих организаций и самих регионов, в том числе, потому что не все регионы имеют одинаковый уровень развития экономики», – подчеркнул Исполнительный директор по проектам ГЧП Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Токарь.
по материалам пресс-службы АИИК