Члены НАИК являются подрядчиками на крупнейших объектах дорожного строительства РФ и выполняют строительные работы с опережением, в том числе и по трассе М-12. Из-за опережающих темпов строительства финансирование на этот год было увеличено за счет перераспределения средств с 2023 года.

В течение всего 2022 года рост цен продолжился. По данным НАИК (октябрь 2022 года к октябрю 2021), шлак вырос в цене на 60%, вяжущие – на 13%, битум – на 10%. ГСМ подорожали до 20%, бортовой камень на 41%. Снижение цен мы фиксируем только по арматуре (минус 11%), но её доля в общем объёме ресурсов (не более 7% от стоимости объекта) не так велика, чтобы это изменило общей вектор удорожания.

Кроме того, реальные зарплаты в отрасли подросли и продолжают быть выше официально утверждаемых среднеотраслевых размеров оплаты труда, что не позволяет корректно произвести перерасчет индексов изменения сметной стоимости строительства по объектам дорожной инфраструктуры.

Мы находимся в постоянном диалоге со строительным блоком Правительства, работа по компенсации подрядчикам их затрат в рамках постановления правительства № 1315 ведется. Главгосэкспертиза выдает заключения по удорожанию достаточно оперативно, здесь проблем нет.

Существенная проблема – это значительный срок рассмотрения документов заказчиками, в среднем он составляет 55 дней.

В этой связи мы обратились в Правительство с предложением отрегулировать предельный срок согласования заказчиками захода подрядчиков в Главгосэкспертизу. Нас поддерживают, у Правительства есть понимание того, что это необходимо сделать.

Другой существенной проблемой является доведение лимитов до подрядчиков, когда деньги по распоряжению правительства выделены, но дополнительные соглашения не заключаются.

Считаем, что заключение Главгосэкспертизы должно быть автоматическим основанием для подписания дополнительного соглашения. Именно для этого и принимались Постановление Правительства № 1315 и Методика составления сметы контракта, утвержденная приказом Минстроя № 841. А Минфин и Федеральное казначейство после подписания дополнительного соглашения должны обеспечить автоматическое доведение утвержденных сумм до подрядчика в трехдневный срок. Только в таком случае строители получат возможность не привлекать дорогостоящие коммерческие кредиты, сводящие их маржинальность к нулю.

При этом мы понимаем, что в текущих условиях неизбежно секвестирование бюджета и перераспределение средств. Для сохранения необходимых темпов строительства крайне важно активировать механизмы привлечения внебюджетных средств, в том числе банковской ликвидности. В этом случае, чтобы избежать существенного удорожания и сохранить плановые темпы строительства, особо актуальным будет вопрос создания механизмов субсидирования процентной ставки по таким кредитам.