г. Москва, 18 октября 2022 г.

Российский союз промышленников и предпринимателей совместно с Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний провели форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса». Президент РСПП Александр Шохин, открывая форум, обозначил главные темы для обсуждения по наиболее актуальным вопросам дорожно-строительной отрасли.

В пленарном заседании «Инфраструктурное строительство: меры поддержки дорожно-строительной отрасли в современных реалиях» принял участие Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.

Инициировав проведение Форума, РСПП и НАИК стараются ускорить реализацию плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства, утвержденного М.Ш. Хуснуллиным в начале этого года. Многое уже выполнено, но останавливаться на достигнутом рано, текущая обстановка диктует свой темп и новые вводные.

Председатель Совета НАИК Игорь Вдовин на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса»

«Реализация Дорожной карты, утвержденной в январе 2022 года Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным, дала возможность устранить ряд накопившихся застарелых проблем в дорожном строительстве. НАИК является исполнителем по 20 пунктам Дорожной карты.  Благодаря совместной работе с коллегами из РСПП, ФОИВов и дорожно-строительной отрасли ряд пунктов уже исполнен, но остаются ещё нерешенными вопросы приведения в соответствие к рыночному уровня зарплат строительных рабочих, перехода на ресурсно-индексную модель, разработки нового индекса-дефлятора и т.п. Многое удалось сделать, но жизнь не стоит на месте, и ряд вопросов нуждается в решении. Новые вызовы диктуют необходимость актуализации Дорожной карты. НАИК взялся в течение ближайших недель предметно предложить Правительству поправки к документу с учетом исполненных и неисполненных пунктов Дорожной карты, а также новых вызовов», – отметил член Правления РСПП и Председатель Совета НАИК Игорь Вдовин.

В работе форума приняли участие: Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, заместитель Министра строительства и ЖКХ России Сергей Музыченко, Первый зампредседателя правления ГК «Автодор» Игорь Коваль, Председатель Правления ПАО «Российский Национальный Коммерческий Банк» Михаил Якунин, члены НАИК и руководители строительных и проектных организаций. 

Участники заседания обсудили еще не решенные вопросы Дорожной карты. В своём выступлении генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук отметила проблему установления актуальных размеров оплаты труда работникам строительных организаций (п. 1.1. Дорожной карты): «Самым чувствительным и важным вопросом для дорожных компаний является на данном этапе вопрос соответствия рыночным реалиям размера заработных плат рабочим. Разница составляет сейчас от 30 до 40%».

Генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук

Генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу обратил внимание участников форума на несоответствие индекса-дефлятора в строительстве росту цен на материалы (п. 1.7. Дорожной карты): «Посчитать корректный индекс-дефлятор процесс трудоёмкий, и в условиях постоянной инфляции практически нереализуемый. Потому что за время перерасчётов происходят изменения, которые делают индекс неактуальным. Мы получаем деньги практически через год. Нам говорят о том, что что-то дорожает, а что-то дешевеет. Но не всё так просто. Например, лист металла подорожал на 78%, а арматура подешевела на 17%, но использование листа в работах составляет 40%, а арматуры – 14%. Соразмерные ли величины? Думаю, нет».

Генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу

Во время Пленарного заседания обсуждались предложения по продлению антикризисных мер, имеющих существенное значение для отрасли инфраструктурного строительства, о включении в сводный сметный расчет затрат на получение банковской гарантии, на страхование объектов строительства, на компенсацию оплаты процентов за пользование кредитами и займами, на банковское сопровождение и на применение технологий информационного моделирования (п. 5.1. Дорожной карты).

«Все меры вырабатывались каждая в своё время и под свои вызовы. Сегодня мы живём в целой системе антикризисных мер. На текущий момент, на наш взгляд, их необходимо оставить. Особенно актуальна мера по сохранению авансирования до 90% на основании решения Заказчика. Эта мера была принята, когда банки подняли кредитные ставки, а Правительство приняло решение не компенсировать их для сектора инфраструктурного строительства, но разрешило увеличить сумму аванса. Также хотелось бы, чтобы была возможность перечислять деньги не на казначейские, а на расчетные счета. Отдельного внимания заслуживает Постановление №1315, которое несмотря на все проблемы, действует и его, на наш взгляд, целесообразно сохранить. А вот Постановление №1148 о ремонте и содержании дорог не заработало, хотя очень нужно. Его надо совместными силами доработать. Это важный вопрос. Также в текущих условиях требуется сохранить процедуры замены оборудования и материалов в проектной документации на аналоги», – озвучил предложения строительных организаций генеральный директор АО «ГК «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян.

Генеральный директор АО «ГК «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян

Председатель совета директоров АО «Центродорстрой» Игорь Куров в своём выступлении затронул проблему отсутствия практики применения Методики определения сметной стоимости по Приказу Минстроя № 421/пр. в части учета затрат на банковскую гарантию и расширенное банковское сопровождение, на страхование объектов строительства, на оплату процентов за пользование кредитами, на применение технологий информационного моделирования при осуществлении строительства, отметив, что зачастую эти расходы не включены в сводно-сметный расчет.

Председатель совета директоров АО «Центродорстрой» Игорь Куров

Генеральный директор АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев затронул тему действующей системы выплат авансов по крупным строительным объектам и необходимости её корректировки: «ФЗ-44 для объектов с суммой контракта свыше 10 млрд рублей предусматривает не казначейское, а банковское сопровождение. Чтобы получить 50%-ое авансирование необходимо предоставить банковскую гарантию и на сумму исполнения контракта, и на размер аванса. А это огромные суммы! Более того, если финансирование по объекту распределено неравномерно на несколько лет, например: в первый год – 100 млн руб., во второй – 250 млн, а в третий – 7 млрд; банковскую гарантию мы платим на всю сумму всё это время. Этот вопрос требует тщательной проработки».

Генеральный директор АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев

Важным вопросом дискуссии стало обсуждение реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2022 № 1315 и обеспечение своевременного доведения средств до подрядных организаций. Руководитель ООО «Трансстроймеханизация» Владимир Монастырев сообщил, что на данный момент срок доведения средств в среднем составляет 266 дней, а по некоторым объектам выплаты не произведены ещё с прошлого года.

Участники Форума обсудили с Министром вопрос о разъяснении возможности премирования подрядных организаций за досрочное завершения объектов строительства и ремонта (п. 1.9. Дорожной карты). Ирек Файзуллин рассказал о тех шагах, которые проводит министерство в данном направлении.

Также на рассмотрение Министру участники Пленарного заседания передали выработанные совместные предложения по типовым условий контрактов (п. 2.2. Дорожной карты).

Форум позволил представителям дорожно-строительной отрасли высказать своё видение решений существующих в строительстве проблем Министру строительства и ЖКХ. Достигнуты договоренности о совместной проработке озвученных проблем и вариантов их решений в формате рабочих совещаний.

#НАИК #РСПП #МинстройРоссии