РСПП совместно с НАИК провели форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса»
г. Москва, 18 октября 2022 г.
Российский союз промышленников и предпринимателей совместно с Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний провели форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса». Президент РСПП Александр Шохин, открывая форум, обозначил главные темы для обсуждения по наиболее актуальным вопросам дорожно-строительной отрасли.
В пленарном заседании «Инфраструктурное строительство: меры поддержки дорожно-строительной отрасли в современных реалиях» принял участие Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.
Инициировав проведение Форума, РСПП и НАИК стараются ускорить реализацию плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства, утвержденного М.Ш. Хуснуллиным в начале этого года. Многое уже выполнено, но останавливаться на достигнутом рано, текущая обстановка диктует свой темп и новые вводные.
«Реализация Дорожной карты, утвержденной в январе 2022 года Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным, дала возможность устранить ряд накопившихся застарелых проблем в дорожном строительстве. НАИК является исполнителем по 20 пунктам Дорожной карты. Благодаря совместной работе с коллегами из РСПП, ФОИВов и дорожно-строительной отрасли ряд пунктов уже исполнен, но остаются ещё нерешенными вопросы приведения в соответствие к рыночному уровня зарплат строительных рабочих, перехода на ресурсно-индексную модель, разработки нового индекса-дефлятора и т.п. Многое удалось сделать, но жизнь не стоит на месте, и ряд вопросов нуждается в решении. Новые вызовы диктуют необходимость актуализации Дорожной карты. НАИК взялся в течение ближайших недель предметно предложить Правительству поправки к документу с учетом исполненных и неисполненных пунктов Дорожной карты, а также новых вызовов», – отметил член Правления РСПП и Председатель Совета НАИК Игорь Вдовин.
В работе форума приняли участие: Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, заместитель Министра строительства и ЖКХ России Сергей Музыченко, Первый зампредседателя правления ГК «Автодор» Игорь Коваль, Председатель Правления ПАО «Российский Национальный Коммерческий Банк» Михаил Якунин, члены НАИК и руководители строительных и проектных организаций.
Участники заседания обсудили еще не решенные вопросы Дорожной карты. В своём выступлении генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук отметила проблему установления актуальных размеров оплаты труда работникам строительных организаций (п. 1.1. Дорожной карты): «Самым чувствительным и важным вопросом для дорожных компаний является на данном этапе вопрос соответствия рыночным реалиям размера заработных плат рабочим. Разница составляет сейчас от 30 до 40%».
Генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу обратил внимание участников форума на несоответствие индекса-дефлятора в строительстве росту цен на материалы (п. 1.7. Дорожной карты): «Посчитать корректный индекс-дефлятор процесс трудоёмкий, и в условиях постоянной инфляции практически нереализуемый. Потому что за время перерасчётов происходят изменения, которые делают индекс неактуальным. Мы получаем деньги практически через год. Нам говорят о том, что что-то дорожает, а что-то дешевеет. Но не всё так просто. Например, лист металла подорожал на 78%, а арматура подешевела на 17%, но использование листа в работах составляет 40%, а арматуры – 14%. Соразмерные ли величины? Думаю, нет».
Во время Пленарного заседания обсуждались предложения по продлению антикризисных мер, имеющих существенное значение для отрасли инфраструктурного строительства, о включении в сводный сметный расчет затрат на получение банковской гарантии, на страхование объектов строительства, на компенсацию оплаты процентов за пользование кредитами и займами, на банковское сопровождение и на применение технологий информационного моделирования (п. 5.1. Дорожной карты).
«Все меры вырабатывались каждая в своё время и под свои вызовы. Сегодня мы живём в целой системе антикризисных мер. На текущий момент, на наш взгляд, их необходимо оставить. Особенно актуальна мера по сохранению авансирования до 90% на основании решения Заказчика. Эта мера была принята, когда банки подняли кредитные ставки, а Правительство приняло решение не компенсировать их для сектора инфраструктурного строительства, но разрешило увеличить сумму аванса. Также хотелось бы, чтобы была возможность перечислять деньги не на казначейские, а на расчетные счета. Отдельного внимания заслуживает Постановление №1315, которое несмотря на все проблемы, действует и его, на наш взгляд, целесообразно сохранить. А вот Постановление №1148 о ремонте и содержании дорог не заработало, хотя очень нужно. Его надо совместными силами доработать. Это важный вопрос. Также в текущих условиях требуется сохранить процедуры замены оборудования и материалов в проектной документации на аналоги», – озвучил предложения строительных организаций генеральный директор АО «ГК «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян.
Председатель совета директоров АО «Центродорстрой» Игорь Куров в своём выступлении затронул проблему отсутствия практики применения Методики определения сметной стоимости по Приказу Минстроя № 421/пр. в части учета затрат на банковскую гарантию и расширенное банковское сопровождение, на страхование объектов строительства, на оплату процентов за пользование кредитами, на применение технологий информационного моделирования при осуществлении строительства, отметив, что зачастую эти расходы не включены в сводно-сметный расчет.
Генеральный директор АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев затронул тему действующей системы выплат авансов по крупным строительным объектам и необходимости её корректировки: «ФЗ-44 для объектов с суммой контракта свыше 10 млрд рублей предусматривает не казначейское, а банковское сопровождение. Чтобы получить 50%-ое авансирование необходимо предоставить банковскую гарантию и на сумму исполнения контракта, и на размер аванса. А это огромные суммы! Более того, если финансирование по объекту распределено неравномерно на несколько лет, например: в первый год – 100 млн руб., во второй – 250 млн, а в третий – 7 млрд; банковскую гарантию мы платим на всю сумму всё это время. Этот вопрос требует тщательной проработки».
Важным вопросом дискуссии стало обсуждение реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2022 № 1315 и обеспечение своевременного доведения средств до подрядных организаций. Руководитель ООО «Трансстроймеханизация» Владимир Монастырев сообщил, что на данный момент срок доведения средств в среднем составляет 266 дней, а по некоторым объектам выплаты не произведены ещё с прошлого года.
Участники Форума обсудили с Министром вопрос о разъяснении возможности премирования подрядных организаций за досрочное завершения объектов строительства и ремонта (п. 1.9. Дорожной карты). Ирек Файзуллин рассказал о тех шагах, которые проводит министерство в данном направлении.
Также на рассмотрение Министру участники Пленарного заседания передали выработанные совместные предложения по типовым условий контрактов (п. 2.2. Дорожной карты).
Форум позволил представителям дорожно-строительной отрасли высказать своё видение решений существующих в строительстве проблем Министру строительства и ЖКХ. Достигнуты договоренности о совместной проработке озвученных проблем и вариантов их решений в формате рабочих совещаний.
#НАИК #РСПП #МинстройРоссии