Скажу сразу: строительство дорог очень сильно зависит от импорта, отрасль очень уязвима от внешних поставок. Сейчас главная головная боль дорожников – чем заменить высококачественную импортную дорожно-строительную технику, которую мы раньше поставляли из США, Канады и стран Евросоюза. Доля российской техники в дорожном строительстве по-прежнему не превышает 30%. Да, наши катки и грейдеры еще могут составить какую-то конкуренцию импортным машинам, но российских и даже китайских аналогов многих видов погрузчиков, перегрузчиков асфальта, ресайклеров просто не существует. Европейскую и американскую технику не надо постоянно ремонтировать, поэтому в регионах, отдаленных от производственных и логистических баз, без неё просто не обойтись. Российские машины импортным не конкуренты — им постоянно требуется замена узлов, агрегатов и другие виды ремонтов.

Нам необходимо в кратчайшие сроки решить, чем и когда мы заменим поставки, которые раньше шли из Европы и США. Строительные компании должны знать, как долго им предстоит держаться до начала стабильных поставок, и исходя из этого понимания планировать работу заводов и использование спецтехники.

Однако посыпать голову пеплом пока еще тоже рано — ситуацию можно описать как «сложно, но можно». В ближайшем будущем бояться коллапса заводов и парка спецтехники не стоит — до конца февраля поставки шли бесперебойно, автопарки и заводы укомплектованы. Зарубежная техника очень надежная, длительные сроки работает без необходимости ремонтов, замены запчастей и так далее. К тому же, если есть спрос, значит, будет и предложение.

Есть у нас реальные подвижки в производстве российских добавок и модификаторов. И некоторые не хуже импортных улучшают свойства асфальтобетонной смеси, упрощают технологию производства и снижают затраты. Открываются производства по выпуску отечественных мобильных асфальтобетонных заводов. Крупнейшие российские стройки, в первую очередь скоростная магистраль М-12 Москва – Казань, будут сданы вовремя.

В общем и целом, не считаю, что импортозамещение мы проиграли безвозвратно. Возможности для программы Импортозамещение 2.0 все еще есть, но для этого нужно три жизненно важных элемента: много денег, много времени и безупречно четкое планирование. Конечно, большинство отсутствующих позиций мы закроем китайскими, индийскими, корейскими или другими аналогами, однако это требует времени. Надо срочно начать наращивать инвестиции не только в производство российской техники, но и в науку, профильные институты и университеты, инновационные исследования и полигоны. Посмотрите на отечественную научную базу — она разрушена. В российские разработки нужно вкладывать, в высшее образование нужно вкладывать. Если сейчас мы не обеспечим приток отечественных высококвалифицированных специалистов, точка невозврата будет пройдена. И жизненно необходимо прозрачное, надежное планирование. Каждый строитель должен знать, к какому году какие отечественные аналоги будут на рынке, и исходя из надежных данных планировать производство и развитие бизнеса.