Алексей Андреев о построении самодостаточной экономики в эпоху глобализации
Самодостаточную экономику построить можно, конкурентоспособную — нет. Иногда приходится слышать, что кризис — это хорошо, что в первую очередь банкротятся самые отсталые и неэффективные компании, а их ресурсы перераспределяются в пользу более умных и успешных. Это верно только для экономических кризисов, а нынешний кризис вызван не экономическими причинами, а административным давлением. Пострадали в первую очередь производства, интегрированные в глобальные цепочки создания стоимости с высокой долей иностранных инвестиций. А это как раз не самые отсталые, а высокопроизводительные компании, активные инвестиционно-инновационные.
Производить самим абсолютно все, от домашних тапочек до космических станций, конечно, можно. Только уровень готовой продукции сразу откатит страну в средневековье. Ни одна модель производства не может быть успешной в отрыве от глобальных мировых трендов.
При всей моей любви к отечественной промышленности – ну не стоят (пока) наши компьютеры рядом с европейскими, американскими, корейскими или японскими. То же самое можно сказать про наши телефоны, машины, бытовую технику, лекарства, высокоточное оборудование и сотни других наименований. Да и физически невозможно сейчас ни одну страну закрыть в рамках натурального хозяйства. Поэтому цель импортозамещения – не пытаться производить каждый шуруп и гайку самостоятельно, а привлечь новых поставщиков, выстроить новые эффективные цепочки поставок. Разумеется, задачей импортозамещения остается усиление тех научных, промышленных и технологических компетенций, которые мы однозначно можем развивать без ущерба качеству жизни наших граждан. Задачей импортозамещения остается реализовать потенциал отечественного предпринимательства, поддержать крупные системообразующие компании и перестать вставлять палки в колеса среднему и мелкому бизнесу — в этом направлении нам еще работать и работать.
Очень полезно было бы в контексте импортозамещения повнимательнее изучить Чудо на реке Ханга. Это очень поучительная история, как нищую аграрную страну можно за полвека превратить в мирового лидера высоких технологий. Один из секретов успеха корейского экономического чуда — N-образное участие в цепочках, или стратегия «участвовать —выходить — участвовать снова, но на более высоких этапах создания стоимости». Если в двух словах, то стратегия заключается в следующем: страна производит некий продукт, пусть это будет телевизор, компьютер, автомобиль — что угодно. Несколько лет для производства этого продукта страна закупает лучшие импортные комплектующие. Эти лучшие комплектующие профильные специалисты изучают самым тщательным образом, а изучив, дают рекомендации по модернизации собственного производства. Правительство модернизирует собственные производства, страна выходит из глобальной цепочки поставок и производит продукт самостоятельно. Затем, когда производство продукта выходит на новый уровень, страна вновь встраивается в глобальную цепочку производства и цикл повторяется заново. Закупать чужое -модернизировать свое – прекращать закупать чужое – снова начать закупать чужое на этапах с более высокой добавленной стоимостью.