НАИК совместно с РСПП подготовили Правительство РФ предложение по поддержке компаний инфраструктурного строительства и сформировала перечень решений, которые помогут сохранить работу отрасли в условиях новых экономических вызовов. Предложение направлено Заместителю Председателя Правительства РФ Марату Хуснуллину.

Документ стал итогом работы делегатов и представителей компаний на прошедшем в апреле форуме «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение».

Предложенные меры будут способствовать сохранению темпов строительства инфраструктурных объектов и преодолению регуляторных барьеров, цифровизации и внедрению инноваций, обеспечению дорожной отрасли строительными ресурсами, оборудованием и техникой.

Полное предложение Правительству РФ:

По итогам Пленарного заседания

1.         Обеспечить незамедлительное и безусловное доведение до подрядчиков лимитов средств в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» при получении положительного заключения Главгосэкспертизы.

2.         Сформировать комплексную программу «Инфраструктурное строительство» по отраслям на пятилетний срок, установив, что средства (часть средств) на её реализацию не подлежат секвестированию.

3.         Распространить действие Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям транспортного комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующих организаций транспортного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2022 года № 745, на организации, осуществляющие деятельность по строительству и эксплуатации дорог и мостов.

4.         Нормативно установить возможность заключения государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по предварительной цене с возможностью её оперативного уточнения в ходе их реализации.

5.         Установить среднеотраслевые размеры оплаты труда для целей расчета индексов изменения сметной стоимости строительства по объектам дорожной инфраструктуры и дальнейшего использования для формирования сметной стоимости строительства.

6.         Ответственным за реализацию Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты», утвержденного 28 января 2022 г., обеспечить его своевременное и безусловное исполнение.

7.         Нормативно установить механизм, позволяющий автоматически осуществлять перечисление подрядчикам по государственным контрактам аванса на расчетный счет в кредитной организации при предоставлении банковской гарантии.

8.         Нормативно установить механизм компенсации удорожания по контрактам на выполнение работ по ремонту и (или) содержанию дорог.

9.         Установить прогнозные индексы Минэкономразвития России применительно к строительной отрасли для определения начальной максимальной цены контрактов (НМЦК).

10.       Установить, что размеры штрафов за неисполнение требования действующего законодательства о доле привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, реализуемых в рамках ФЗ-44, определяются пропорционально объему неисполненных обязательств по привлечению к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

По итогам тематических сессий:

11.       Обеспечить предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по платежам по договорам лизинга дорожно-строительной техники, необходимой для реализации инфраструктурных проектов, реализуемых в 2018-2022 годах.

12.       Осуществить поэтапный переход на дорожно-строительную технику отечественного производства.

12.1.    Этап № 1: в 2022г. предоставить льготные кредиты и субсидии на погашение части процентной ставки по договорам лизинга на закупку дорожно-строительной техники отечественного производства;

12.2.    Этап № 2: в 2022г. предоставить льготные кредиты и субсидии на погашение части процентной ставки по договорам лизинга на закупку ДСТ импортного производства (до 5 — 7 наименований), которые на сегодняшний день сложно заменить отечественными аналогами;

12.3.    Этап № 3: разработать государственную программу поддержки производителей дорожно-строительной техники и ее модернизации в течение 2-3 лет под требования заказчика.

13.       Осуществить поэтапный переход на организацию сервиса и центров компетенций.

13.1.    Этап № 1. Разработать госпрограмму организации сервиса и центров компетенций по ремонту и обслуживанию дорожно-строительной техники;

13.2.    Этап № 2. Развить специализированные центры компетенций (ремонт гидроаппаратуры, двигателей, топливной системы и т.д.), например, на базе производственных площадок ГБУ, БУ, ОГУП, АО и т.д. по ремонту и обслуживанию дорожно-строительной техники;

14.       Совместно с отраслевыми бизнес-объединениями подготовить предложения по внесению в действующее законодательство изменений, обеспечивающих упрощенный порядок внедрения инноваций в дорожно-строительной отрасли. При этом целью внедрения инноваций должны стать такие потребительские свойства инновационного продукта или инновационного решения, которые приводят к сокращению сроков введения объектов в эксплуатацию, сокращению стоимости работ, увеличению сроков эксплуатации готового объекта или конструктивного элемента и повышения экологических параметров реализуемого проекта без снижения гарантий качества и безопасности.

15.       Проработать возможность создания специализированной организации (по аналогии с практикой лизинга сельскохозяйственной техники через АО «Росагролизинг») или наделение полномочиями существующей организации (например, Группа Газпромбанк Лизинг, Сбербанк Лизинг и другие), в целях приобретения компаниями отрасли инфраструктурного дорожного строительства российской дорожно-строительной техники с использованием механизмов лизинга с проработкой вопроса по выделению такой организации бюджетного финансирования.

16.       Увеличить объём финансирования действующих мер поддержки спроса на отечественную строительно-дорожную технику (в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года № 811 и от 4 июня 2020 года № 823).

17.       В целях повышения производительности труда и сокращения сроков строительства:

17.1.    Расширить со стороны государства финансирование цифровых инициатив по направлениям САПР, СОД, Управление проектом на стадии строительства и эксплуатации.

17.2.    Упростить механизм получения грантов и субсидирования для развития отечественного программного обеспечения и ускоренной цифровой трансформации отрасли по направлениям:

17.2.1. — BIM моделирование;

17.2.2. — Календарно-сетевое планирование;

17.2.3. — Управление субподрядными компаниями;

17.2.4. — Управление машинами и механизмами;

17.2.5. — Грузоперевозки и учет материалов;

17.2.6. — Поставка материалов.

18.       Поддержать разработку единой государственной цифровой платформы для получения исходно-разрешительной документации.

19.       Обеспечить полный переход на электронный документооборот между государством, заказчиками, подрядчиками и надзорными органами.

20.       Поддержать инициативу создания цифровой платформы «ПРЕОН», обеспечивающей взаимодействие всех участников проекта линейного строительства и унификацию стандартов, как основу цифрового строительства в России.