С января 2022 г. вступает в силу глава 24.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок казначейского сопровождения средств, предоставляемых с целью исполнения обязательств по заключенным с подрядчиками (поставщиками, исполнителями) государственным контрактам на выполнение работ (поставку товаров, оказание услуг).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 г.  № 2024, вступающим в силу с 01.01.2022 г., утверждены Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, и Правила расширенного казначейского сопровождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2021 № 2271, вступающим в силу с 01.01.2022 г., утверждены Правила экономического обоснования затрат.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов Минфином России разработан проект приказа Минфина России «О порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) и формирования информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренной договором (соглашением)».

Согласно указанным нормативным правовым актам с 01.01.2022 г. расширенное казначейское сопровождение будет осуществляться по государственным контрактам, заключаемым на сумму от 1 млрд. рублей.

Вместе с тем реализация данных нововведений приведет к значительным проблемам при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организаций, являющихся подрядчиками по государственным контрактам.

Так, по государственным контрактам, заключенным с федеральными заказчиками, на сумму свыше 1 млрд. рублей все потоки денежных средств будут поступать на лицевой счет, что влечет за собой их «неликвидность» (до исполнения контракта).

Расходы на оплату комиссионных вознаграждений за выдачу банковских гарантий, процентов по кредитам и займам, а также расходы на производственные и управленческие нужды, не относящиеся к конкретному строительному объекту, будут оплачиваться строительными компаниями за счет собственных средств.

Оплата выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) будет осуществляться только после подтверждения Федеральным казначейством факта совершения хозяйственной операции, что влечет увеличение сроков расчетов с контрагентами.

Процедура получения банковских гарантий для обеспечения исполнения обязательств по контракту будет крайне затруднительна ввиду отсутствия денежных потоков на расчётный счет банка-гаранта.

Применение процедур казначейского сопровождения негативно повлияет на процесс привлечения субподрядчиков, так как указанные требования будут распространяться на всех участвующих в исполнении контракта лиц (договоры на сумму от 600 тыс. рублей).

Вводимая мера «бюджетного мониторинга» со стороны Федерального казначейства может привести к сокращению соисполнителей по контракту на этапе открытия им лицевых счетов.

Кроме того, в связи с существенным увеличением операций, проводимых по отдельным государственным контрактам, потребуется привлечение дополнительных трудовых ресурсов.

Возникает необходимость доработки программных продуктов, используемых подрядными организациями, в целях соблюдения требований законодательства в части ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту, обеспечения доступа к информационным системам для проведения проверок сотрудниками Федерального казначейства.

Перевод прибыли и возмещение затрат, произведенных за счет собственных средств, допустимы только после подтверждения фактических затрат с данными раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, а также после проведения Федеральным казначейством выездных проверок на объекте.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие, в частности, порядок анализа экономической обоснованности затрат, порядок проведения Федеральным казначейством указанных проверок. Не ясен механизм применения санкций за нарушения требований по ведению раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

Учитывая изложенное, полагаем, что введение в действие указанных нормативных правовых актов с 01.01.2022 г. является преждевременным, поскольку их реализация может привести к блокированию деятельности строительных компаний, находящихся в настоящее время в сложной экономической ситуации в связи с ростом цен на строительные ресурсы и отсутствием заключенных дополнительных соглашений к государственным контрактам об увеличении цены контрактов, что, в свою очередь, повлечет нарушение сроков исполнения обязательств по контрактам. На основании изложенного, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний считает необходимым инициировать процедуру внесения изменения в указанные нормативные правовые акты в части изменения срока вступления в силу до проработки вопросов практической реализации данных нововведений с федеральными органами исполнительной власти и профессиональным сообществом.