Национальная ассоциация инфраструктурных компаний неоднократно выражала обеспокоенность сложившейся ситуацией в дорожном строительстве, обеспеченном в основном за счет государственного бюджета.

Кризисное состояние отрасли инфраструктурного строительства характеризуется следующими показателями:

Согласно данным Росстата, отрасль терпит убытки с 2015 года, которые на 2021 год достигли 137 миллиардов рублей. Кроме того, за период 2015-2021 гг. ликвидировано более половины предприятий (54%), которые до 2015 года работали на рынке более 5 лет. Объем долга дорожно-строительных компаний превысил сумму их чистых активов в 4 раза.

Такой ситуации в отрасли способствовал целый комплекс накопившихся проблем, связанных с неактуальной моделью ценообразования при формировании стоимости проектов; несовершенством системы госзакупок; высокой стоимостью и ограниченной доступностью кредитов; снижением активности инвесторов.

Безусловно, этому способствовал и аномальный рост стоимости строительных материалов, который послужил триггером усиления негативных тенденций в отрасли.

B рамках проводимой Правительством Российской Федерации системной работы по улучшению законодательства Российской Федерации в целях стимулирования и поддержки строительной отрасли было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое направлено на нивелирование последствий для строительной отрасли в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы и недопущение расторжения контрактов.

Данное Постановление является большим шагом навстречу всему строительному бизнесу. Однако ряд принципиальных вопросов остаются не разрешенными на данный момент, что ставит сегодня под угрозу реализацию больших инфраструктурных проектов. Для решения данных проблем необходимы комплексные системные меры, которые будут охватывать все значимые вопросы в области регулирования ценообразования, совершенствования законодательства о госзакупках, внесения изменений в Градостроительный кодекс и иные НПА в сфере строительства, решение сложностей с расширенным банковским сопровождением строительных контрактов и привлечением кредитных ресурсов, а также мероприятия в части анализа законодательства сферы дорожного строительства. В настоящее время профессиональное сообщество приступило к разработке такого документа.