Национальная ассоциация инфраструктурных компаний обеспокоена сложившейся ситуацией в дорожно-строительной отрасли. В настоящий момент ситуация в дорожном строительстве, обеспеченном в основном за счет государственного бюджета, характеризуется ведущими участниками отрасли как кризисная. Принимая во внимание тот факт, что строительная отрасль формирует более 5% ВВП России, а дефицит транспортной инфраструктуры является основным фактором, сдерживающим опережающее развитие национальной экономики, кризис в отрасли инфраструктурного строительства создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны в целом.

Кризисное состояние отрасли инфраструктурного строительства характеризуется следующими показателями:

  • Согласно данным Росстата, с 2015 года отрасль фиксирует убытки, которые суммарно на 2021 год достигли 137 млрд руб. Перечисленные проблемы действительно актуальны для всех строителей. Наибольшего масштаба они достигают в регионах. Общее сальдо прибылей и убытков компаний из топ-170 строительной отрасли по итогам 2019 года оказалось отрицательным (-22,5 млрд руб.) против положительного результата (+14,6 млрд руб.) годом ранее, говорит эксперт (полных данных за 2020 год пока нет).
  • За период 2015-2021 гг. ликвидировано 54% предприятий, которые до 2015 года работали на рынке более 5 лет.
  • Объем долга дорожно-строительных компаний превысил сумму их чистых активов в 4 раза. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб.

Среди основных причин кризиса в отрасли бизнес-сообщество видит следующие факторы:

  1. Система управления рисками в рамках государственных контрактов (большинство инфраструктурных проектов реализуются на средства из бюджета) не содержит порядка оценки соответствия работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика.
  2. Система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. Понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены.
  3. Частые пересмотры решений и объемов бюджетных вложений в отрасль не способствуют стабильности в отрасли и долговременному планированию компаниями загрузки своих мощностей.

В связи с изложенным, НАИК полагает необходимым оперативное принятие соответствующих мер по стабилизации ситуации в отрасли. Вплоть до личного участия Президента страны, без дополнительного внимания которого разрешить сложившиеся в отрасли проблемы не представляется возможным.